|
26 |
Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!
Глава 3
|
1 |
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: |
|
2 |
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; |
|
3 |
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; |
|
4 |
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; |
|
5 |
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; |
|
6 |
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; |
|
7 |
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; |
|
8 |
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. |
|
9 |
Что пользы работающему от того, над чем он трудится? |
|
10 |
Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. |
|
11 |
Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. |
|
12 |
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. |
|
13 |
И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий. |
|
14 |
Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. |
|
15 |
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее. |
|
16 |
Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. |
|
17 |
И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там». |
|
18 |
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; |
|
19 |
потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! |
|
20 |
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. |
|
21 |
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? |
|
22 |
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Глава 4 |
|
1 |
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. |
|
2 |
И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; |
|
3 |
а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. |
|
4 |
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! |
|
5 |
Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. |
|
6 |
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. |
|
7 |
И обратился я и увидел еще суету под солнцем; |
|
8 |
человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело! |
|
9 |
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: |
|
10 |
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. |
|
11 |
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? |
|
12 |
И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется. |
|
13 |
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; |
|
14 |
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. |
|
15 |
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. |
|
16 |
Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа! |
|
17 |
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Глава 5 |
|
1 |
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. |
|
2 |
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. |
|
3 |
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. |
|
4 |
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. |
|
5 |
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? |
|
6 |
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога. |
|
7 |
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; |
|
8 |
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. |
|
9 |
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета! |
|
10 |
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? |
|
11 |
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. |
|
12 |
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. |
|
13 |
И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. |
|
14 |
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. |
|
15 |
И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? |
|
16 |
А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. |
|
17 |
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. |
|
18 |
И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. |
|
19 |
Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
Глава 6 |
1 |
Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: |
|
2 |
Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг! |
|
|
× Пс 48, 11:Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. → |
|
3 |
Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, |
|
4 |
потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. |
|
5 |
Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. |
|
6 |
А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? |
|
7 |
Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается. |
|
8 |
Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое — бедняка, умеющего ходить перед живущими? |
|
9 |
Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это — также суета и томление духа! |
|
10 |
Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. |
|
11 |
Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? |
|
12 |
Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
Глава 7 |
|
1 |
Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения. |
|
2 |
Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. |
|
3 |
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. |
|
4 |
Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья. |
|
5 |
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; |
|
6 |
потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета! |
|
7 |
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. |
|
8 |
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. |
|
9 |
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. |
|
10 |
Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. |
|
11 |
Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: |
|
12 |
потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания втом, что мудрость дает жизнь владеющему ею. |
|
13 |
Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? |
|
14 |
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. |
|
15 |
Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. |
|
16 |
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? |
|
17 |
Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? |
|
18 |
Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. |
|
19 |
Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. |
|
20 |
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; |
|
21 |
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; |
|
22 |
ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. |
|
23 |
Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. |
|
24 |
Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его? |
|
25 |
Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, — |
|
26 |
и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. |
|
27 |
Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. |
|
28 |
Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел. |
|
29 |
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Глава 8 |
1 |
Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. |
|
2 |
Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. |
|
3 |
Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. |
|
4 |
Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» |
|
5 |
Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; |
|
6 |
потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, |
|
7 |
что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? |
|
8 |
Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. |
|
9 |
Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. |
|
10 |
Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета! |
|
11 |
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. |
|
12 |
Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; |
|
13 |
а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. |
|
14 |
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! |
|
15 |
И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. |
|
16 |
Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна, — |
|
17 |
тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Глава 9 |
1 |
На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. |
|
2 |
Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. |
|
3 |
Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. |
|
4 |
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. |
|
5 |
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, |
|
6 |
и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. |
|
7 |
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. |
|
8 |
Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. |
|
9 |
Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. |
|
10 |
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. |
|
11 |
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. |
|
12 |
Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. |
|
13 |
Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: |
|
14 |
город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы; |
|
15 |
но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. |
|
16 |
И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. |
|
17 |
Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. |
|
18 |
Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.
Глава 10 |
1 |
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. |
|
2 |
Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. |
|
3 |
По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. |
|
4 |
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. |
|
5 |
Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: |
|
6 |
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. |
|
7 |
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. |
|
8 |
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. |
|
9 |
Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. |
|
10 |
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. |
|
11 |
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. |
|
12 |
Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: |
|
13 |
начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие. |
|
14 |
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? |
|
15 |
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. |
|
16 |
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! |
|
17 |
Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! |
|
18 |
От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. |
|
19 |
Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. |
|
20 |
Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою.
Глава 11 |
1 |
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. |
|
2 |
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. |
|
3 |
Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. |
|
4 |
Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. |
|
5 |
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. |
|
6 |
Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. |
|
7 |
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. |
|
8 |
Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! |
|
9 |
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. |
|
10 |
И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.
Глава 12 |
1 |
И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» |
|
2 |
доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. |
|
3 |
В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; |
|
4 |
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставатьчеловек по крику петуха и замолкнут дщери пения; |
|
5 |
и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — |
|
6 |
доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. |
|
7 |
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. |
|
8 |
Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета! |
|
9 |
Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. |
|
10 |
Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны имверно. |
|
11 |
Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря. |
|
12 |
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела. |
|
13 |
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; |
|
14 |
ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. |
|