Журналистские расследования Виктора Котенко

Йога

2009-03-31 13:47:41

15302

" История тайных знаний, частью которых является йога, начинает­ся от сотворения мира. Те же истины проповедовали и Будда, и Мо­исей, и Христос, и Мохаммед и многие, многие другие пророки и пос­ланники Бога. Например, почему Христос воскрес именно в третий день? Ответ вы найдёте в тибетской «Книге великого освобождения» или в египетской «Книге мёртвых», или в протоиндийских Ведах. Одни и те же тайны Творец, Великий Конструктор передаёт нам из поколе­ния в поколение. Но постигают их лишь те, которые ищут, которые чисты. А самая сокровенная от создания мира тайна — это дости­жение бессмертия, вечной жизни. И один из способов познания пути воскрешения из мёртвых — йогическая практика, позволяющая ещё при земной жизни заглянуть в запредельное. Узок путь в жизнь, и лишь нем­ногие достигают цели. Широка столбовая дорога в ад, и многие идут ею.
«Кто выдержит до конца, тот спасётся.»

Йога

Что такое «йога» для представителя европей­ской цивилизации? Прежде всего, особые уп­ражнения и дыхательные практики. Но это лишь малая часть древней философской тра­диции, история которой исчисляется тысяче­летиями.

Вначале было слово

Слово «йога» многозначно и происходит от ведийского корня yuj (упряжка). Именно в этом значении оно встречается в Ригведе, древнейшем собрании священных гимнов, входящем в состав Вед. Интересно рассмотреть общие праиндоевропей­ские корни слова «йога», присутствующие в славянских языках. Древне­арийский корень yuj родственен славянским «иго» (ярмо) и «игла» (пер­воначально это слово обозначало не швейную иглу, а стержень, соединя­ющий перекладины ярма для быков).
Даже такого краткого экскурса в этимологию достаточно, чтобы понять, почему слову «йога» приписывают такие разные, а порой и вовсе про­тивоположные значения. С одной стороны — «обуздание», «сопря­жение», «соединение», с другой — «отсечение», «разъединение», «осво­бождение». Однако еще с Ведийских времен слово «йога» стало свя­зываться с особым методом, цель которого — управление сознанием и ос­вобождение ума и тела от ограничений.
То, что родина йоги — Индия, общеизвестно, а вот ее происхождение ове­яно самыми разными легендами. По одной из них, например, йога была передана людям богами — а точнее, Шивой, посредством его божествен­ного танца, каждое па которого — йогическая асана. Но это, скорее, кра­сивая сказка. На самом деле, сказать точно, когда зародилась йога, прак­тически невозможно: в древности знания передавались устно, от учи­теля к ученику — именно такой путь считался единственно правильным. И все же, археологические, этнографические и исторические исследова­ния доказывают: йога как целостная система существовала уже в период так называемой Хараппской (Индской) цивилизации.
Об этом говорят изображения на печатях из обожженной глины, датиро­ванные III тыс. до н.э. Самая знаменитая из них, «печать Пашупати», изображает трехликое существо в рогатом головном уборе (предположи­тельно это Шива), сидящее в типичной йогической позе, известной как «баддха конасана».
Назад к истокам
Фундамент древней йоги — Веды, священные писания индуизма. Из все­го их многообразия особый интерес с точки зрения йоги представляют так называемые Араньяки — тексты для отшельников, и Упанишады — первые толкования основных текстов Вед. Именно Упанишады послу­жили опорой для большинства позднейших классических философских систем Индии. Доступную для современного человека форму учение й­оги обрело в более поздних ведических текстах — пуранах, сутрах и сам­хитах. Самые известные из них — «Махабхарата», составленная мудре­цом Вьясой в VII веке до нашей эры, и, конечно, «Йога-сутра» леген­дарного Патанджали, которому приписывают авторство основополага­ющих текстов по грамматике и медицине (IV-II век до нашей эры).
Практические аспекты йоги были изложены еще позже, в средневеко­вых текстах — таких, как Шива и Гхеранда Самхиты. Первый «учебник» хатха-йоги, «Хатха-йога Прадипика», был создан примерно в 15 веке. В нем впервые оформилась идея о том, что работа с физической оболоч­кой (очищение тела) обязательно и логично приводит к возвышению (очищению) ума и улучшению праны (жизненной энергии).

Именно эта идея составляет основу той йоги, которая получила распрос­транение на Западе и у нас.

Философия йоги: коротко о главном

Йога — одна из шести основных признанных в Индии философских сис­тем. Ее главная особенность заключается в том, что она предполагает постижение законов мироздания через личный опыт практикующего. Постепенно учение йоги распространилось на многие сферы духовной и социальной жизни индийского общества и разбилось на отдельные направления. Среди них — карма-йога, бхакти-йога, джнана-йога и дру­гие.
Самой полной и универсальной системой можно назвать Раджа-йогу, описанную в «Йога-сутре». Согласно Патанджали, цель йоги - «устра­нение неконтролируемых колебаний сознания», иначе говоря, дости­жение полного контроля над работой сознания на всех его уровнях. Не­обходимый инструмент - следование 8 ступеням:
Яма универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса - не­насилие, не причинение вреда себе и другим; сатья - правдивость в сло­вах и помыслах; астейя - не стяжательство, скромность; апариграха - бес­корыстие; брахмачарья - стремленние к добру.
Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча - поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша - внут­ренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас - усердие и стойкость в практике йоги; свадхь­яя - изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишва­ра пранидхана - преданность Богу, устремление ума за границы лич­ности.
Асана — позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управле­ние дыханием.
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана — сосредоточение, удержание сознания на выбранном объек­те.
Дхьяна - медитация.
Самадхи — состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

15303В современном мире, особенно на За­паде, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы счи­талось обязательным для представите­лей высших сословий, которые, собс­твенно, и практиковали йогу. В сущ­ности, первая и вторая ступени — это набор морально-этических норм, нап­равленных на поддержание социально­го и внутреннего благополучия челове­ка.
И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и прана­ямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведе­ние сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.
Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти ас­пекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, фи­лософские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой сла­бой степени.
Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя аса­ны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательны­ми, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.
Современная йога — идеальная практика для того, чтобы гармонично су­ществовать в социуме, это одновременно освобождение от социума и принятие его. Суть в том, чтобы через укрепление тела познать себя, найти свое место в мире, установить с ним гармоничные взаимоотно­шения, — и, наконец, почувствовать себя счастливым.

 Виктор Котенко

Добавить комментарий